РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бузулук 7 августа 2018 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кривенкова О.В., при секретаре Моисеевой А.В., с участием представителя административного истца помощника Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области Рязанцевой Л.П. и представителя административного ответчика Симоновой Ю.Н., действующей на основании доверенности от ** ** ****.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Бузулук Оренбургской области» о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Бузулукский межрайпрокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Бузулука об обязании устранения нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Бузулукской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Бузулука. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. На основании ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации» местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления поселений возложены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В силу п.4 ст.6 указанного выше Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Положениями ст.13 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участков дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений охранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. Согласно ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия» устанавливает требования к изготовлению и установке конструкций дорожных металлических ограждений барьерного типа, применяемых для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов на всех улицах и автомобильных дорогах, в том числе – на мостовых сооружениях и в тоннелях. В соответствии с требованиями настоящего стандарта изготавливают конструкции ограждений для установки на обочинах автомобильных дорог, границах габарита мостовых сооружений и тоннелей, разделительных полосах автомобильных дорог и мостовых сооружений. В соответствии с п.4.1 ГОСТ 26804-2012 в зависимости от области применения изготавливают конструкции ограждений дорожной и мостовой групп. Ограждения дорожной группы изготавливают для установки на земляном полотне автомобильной дороги в пределах рабочего, переходного и концевых участков. Согласно п.5.1.1 указанного ГОСТ конструкции ограждений изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта на основе рабочей документации, утвержденной в установленном порядке. В смонтированном состоянии в соответствии с действующими нормативными документами они должны обеспечивать удерживающую способность на обочинах и разделительных полосах дорог. В п.5.3 ГОСТ 26804-2012 определены требования к сырью и материалам. Так, материалы для изготовления конструкции ограждений должны быть указаны в проектной документации ( п.5.3.1), секции балки следует изготовлять из стального гнутого профиля с размерами 312х83х4 (3) по настоящему стандарту, марка стали ВСт3пс, ВСт3кп по ГОСТ 380 (п.5.3.2), стойки дорожные при использовании жестких консолей и консолей-распорок изготовляют из швеллеров № 12,14,16 по ГОСТ 8240, стойки из гнутого С-образного профиля выполняют по ГОСТ 8282. Все элементы конструкции ограждения должны иметь цинковое покрытие выполненное методами горячего и холодного цинкования (5.4.1). Качество сварных соединений в конструкциях ограждений должно соответствовать требованиям ГОСТ 3242, ГОСТ 5264 (5.5.1). Швы сварных соединений стальные детали должны быть очищены от шлака, брызг сварки и натеков металла. Механическую обработку швов проводят способами, не оставляющими на поверхностях зарубок, надрезов и других дефектов (5.5.2).
В ходе проведенной межрайонной прокуратурой совместно со старшим государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД МО МВД России «Бузулукский» проверки ** ** ****. установлено, что напротив <адрес> вдоль проезжей части установлено одностороннее металлическое дорожное ограждение барьерного типа, общая длина которого составляет 30м. 50 см., состоящее из 10 металлических стоек (труб) диаметром 12см., а также металлического барьерного ограждения, ширина которого составляет 37 см.. скрепленное к стойкам (трубам) путем сварки, расстояние между стоек (трубами) составляет 3м, высота каждой стойки (трубы) от дорожного полотна (обочины) составляет 77 см., высота от дорожного полотна (обочины) до нижнего края барьерного ограждения составляет 41 см., общая высота от дорожного полотна (обочины) до верхнего края барьерного ограждения составляет 77 см. Измерялось рулеткой измерительной «ЭНКОР» Н3013 №27060-04, заводской № 74, проверена ** ** ****. Установленное одностороннее металлическое дорожное ограждение барьерного типа по <адрес> напротив <адрес>, полностью не соответствует требованиям ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия». Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательство субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Бездействие администрации г.Бузулука негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а именно снижении степени защищенности его участков от дорожно-транспортных происшествий, и, как вследствие, возникновения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних детей. Исходя из вышеизложенного, прокурор просил обязать администрацию г.Бузулук в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения установленного одностороннего дорожного ограждения барьерного типа по <адрес> напротив <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия».
В судебном заседании представитель административного истца помощник Бузулукского межрайонного прокурора Рязанцева Л.П. исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, на основании изложенных в иске доводов.
Представитель административного ответчика Симонова Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что в указанный срок администрация г.Бузулука не успеет устранить все недостатки.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п.2 ст.12 вышеуказанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.5 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.6 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.13 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 3) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ст.15 Федерального закона Российской Федерации №257-ФЗ от 08.11.2007г. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст.34 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно Акту обследования проезжей части № от ** ** ****., составленного комиссией в составе: старшего государственного инспектора дорожного надзора Отдела ГИБДД МОМВД России «Бузулукский» лейтенанта полиции Васянина С.П., действующих на основании поручения Бузулукской межрайонной прокуратуры от ** ** ****. №, в нарушение вышеуказанных требований законодательства о безопасности дорожного движения: обследование улично-дорожной сети <адрес> а именно <адрес> напротив <адрес> на предмет соответствия требованию ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа» установленного одностороннего барьерного ограждения.
В ходе рассмотрения дала судом установлено, что Бузулукской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города Бузулука Оренбургской области.
В ходе проверки установлено, что напротив <адрес> вдоль проезжей части установлено одностороннее металлическое дорожное ограждение барьерного типа, общая длина которого составляет 30м. 50 см., состоящее из 10 металлических стоек (труб) диаметром 12 см, а также металлического барьерного ограждения, ширина которого составляет 37 см скрепленное к стойкам (трубам) путем сварки, расстояние между стоек (трубами) составляет 3 м, высота каждой стойки (трубы) от дорожного полотна (обочины) составляет 77 см, высота от дорожного полотна (обочины) до нижнего края барьерного ограждения составляет 41 см, общая высота от дорожного полотна (обочины) до верхнего края барьерного ограждения составляет 77 см. Измерялось рулеткой измерительной «ЭНКОР» Н3013 №27060-04, заводской № 74, поверена ** ** ****.
Установленное одностороннее металлическое дорожное ограждение барьерного типа по <адрес> напротив <адрес>, полностью не соответствует требованиям ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия».
В соответствии со ст.24 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Установленное одностороннее металлическое дорожное ограждение барьерного типа по <адрес> напротив <адрес>, полностью не соответствует требованиям ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия».
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Бездействие администрации г.Бузулука негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а именно снижении степени защищенности его участков от дорожно-транспортных происшествий, и, как вследствие, возникновения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних детей, административные исковые требования прокурора Бузулукской межрайонной прокуратуры подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Бузулук Оренбургской области» о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Бузулук Оренбургской области» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения установленного одностороннего дорожного ограждения барьерного типа по <адрес> напротив <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ 26804-2012 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия»
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Кривенков
Подлинник решения подшит в гражданском деле 2(1)а-2474/2018, находящегося в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.